«Общее дело»: Предварительное заявление по результатам независимого наблюдения за досрочными выборами президента Кыргызской Республики

11.01.2021
«Общее дело»: Предварительное заявление по результатам независимого наблюдения за досрочными выборами президента Кыргызской Республики

Бишкек, 11 января 2021 г., 16:00Досрочные выборы президента КР прошли в соответствии с законодательством, но с низкими показателями явки, а также с рядом процедурных и серьезных нарушений, о чем свидетельствуют результаты независимого наблюдения ОФ «Общее дело».

В день выборов Фонд задействовал 500 краткосрочных наблюдателей, 58 долгосрочных наблюдателей, 58 мобильных команд, 20 сотрудников головного офиса, 8 региональных координаторов и 16 юристов для наблюдения за процедурами открытия, голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования по всей стране. 500 независимых краткосрочных наблюдателей были направлены в 500 УИКи по всей стране, которые были отобраны с помощью случайной, стратифицированной, интервальной выборки.
Фонд использовал статистически обоснованное наблюдение - передовую методологию мониторинга выборов, которая позволяет сделать репрезентативные для всей страны выводы о конкретных избирательных процессах в день выборов.

По данным независимого наблюдения ОФ «Общее дело» в день выборов процедуры открытия участков для голосования, процесс голосования, закрытия участков и подведения итогов проводились с некоторыми процедурными и серьезными нарушениями. Следует отметить, что в масштабах страны внедрение АСУ и биометрической регистрации снизило количество серьезных нарушений, влияющих на результаты выборов в целом. Тем не менее, процедурные нарушения и неисправность идентификационного оборудования и АСУ по-прежнему составляли большую часть результатов наблюдений фонда “Общее дело”. С учетом технического усовершенствования процесса голосования, которое сделало день выборов менее проблематичным, особое внимание следует уделять нарушениям, которые происходят за пределами избирательного участка и в предвыборный период.

Согласно данным фонда, явка на досрочные выборы президента КР составила 39,3% при погрешности +/- 1,04%. Согласно данным, ЦИК на 20:00 10 января, явка составила 39,75%. В сравнении с официальной явкой на президентских выборах 2017 года, которая составила 56,32%, это уменьшение на 16,57%.

Большинство избирательных участков были открыты вовремя. Однако, один из участков, на котором был наблюдатель фонда, не открылся вообще.

Большинство УИКов провели подготовительные заседания. Заседания начались до 07:00 на 11% участков, до 07:30 на 56%, после 07:30 на 33%, заседания не было на 1% участков.

83% участковых избирательных комиссий полностью следовали рекомендациям по COVID-19 во время процедур открытия, на 16% избирательных участков процедуры соблюдались частично.

На 88.8% избирательных участков жеребьевка была проведена в соответствии с законом. Пересчет бюллетеней проводился на 97% избирательных участков. Пустые урны для голосования были продемонстрированы наблюдателям на 99% избирательных участков.

Избирательные участки были в основном доступны для избирателей с ограниченными возможностями: 80%, тогда как 20 % были совершенно недоступны. Большинство избирательных участков были открыты в 08:00 - 78%, до 08:00 - 20% участков. 2 % участков открылись после 08:30.

В течение дня голосования, отмечались длинные очереди снаружи - 26,9% избирательных участков, в то время как периодические очереди наблюдались на 44,9% избирательных участков.

Также в процессе голосования в течение дня возникали серьезные технические проблемы, связанные с идентификацией избирателей и автоматическими считывающими устройствами (АСУ). Технические проблемы, связанные с АСУ, наблюдались на 29,1% избирательных участков и на 10% проблемы были связаны с идентификационным оборудованием соответственно. Из-за неисправности АСУ на 4% избирательных участков их заменили стационарными урнами для голосования.

Большинство УИК (74.7%) в ходе голосования следовало рекомендациям, связанных с процедурами COVID-19. Однако 23.2% следовали им лишь частично, в то время как 2% не следовали вообще. Процедуры по COVID-19 в основном соблюдались и избирателями (69.7%), частично соблюдали - 29.1% избирателей, в то время как 1.2% избирателей не соблюдали.

Кроме того, возникали проблемы, связанные со списками избирателей в день выборов на большом количестве избирательных участков. На 12.2% избирательных участков от 6 до 10 избирателей не смогли найти свою фамилию в списках избирателей, несмотря на наличие у них соответствующих документов, удостоверяющих личность, а на 15.6% избирательных участков это число составляло более 10 человек.

Большинство избирательных участков были закрыты вовремя. 2.2% избирательных участков были закрыты до 20:00 и 97.6 % в 20:00.

На 75% участков на момент закрытия не было избирателей внутри помещения. На 25% участках на момент закрытия внутри помещения были избиратели, им всем была предоставлена возможность проголосовать.

Процедура подсчета голосов соблюдалась почти на всех избирательных участках. Следующие процедуры включали использование списков избирателей, неиспользованные бюллетени были сверены и признаны недействительными, а ручной пересчет был проведен в соответствии с законом. Наблюдатели “Общего дела” сообщали о незначительных процедурных нарушениях во время процессов закрытия и подсчета голосов, например, наблюдатели “Общего дела” не смогли получить заверенные копии итоговых протоколов. 92% наблюдателей “Общего дела" сообщили, что другие заинтересованные стороны на выборах не подавали жалоб на избирательных участках в день выборов, а 7% наблюдателей сообщили, что было подано 1-5 жалоб.

Тайна голосования была нарушена на 1% избирательных участков. На 99% избирательных участков не сообщалось о давлении или запугивании.

69% УИК соблюдали меры предосторожности во время процедур закрытия и подсчета голосов, на 29 % участков они были соблюдены частично и на 2% эти меры не соблюдались вообще.

Во время подсчета голосов с 1% участков были получены сообщения об ущемлении прав наблюдателей во время наблюдения за процедурами закрытия и подсчета.

По результатам наблюдения мобильных команд снаружи 535 участков ситуация была оценена как напряженная на 11 участках, как спокойная около 507 участков и в 17 случаях наблюдатели затруднились дать оценку. Кроме того, возле 61 участка были отмечены очереди из-за соблюдения мер предосторожности, связанных с COVID-19, на 12 участках был отмечен подвоз избирателей и в 3-х случаях были замечены лица, нарушающие общественный порядок.

В общем в день голосования на 08:00 часов 11 января Фондом было зафиксировано 62 нарушения, из которых 6 сообщений были направлены в КГОР ЦИК, по 11 фактам были направлены соответствующие обращения в ТИКи, из них по двум приняты меры дисциплинарного взыскания в отношении председателей УИКов. Председателям УИКов направлены 45 обращения. Поступившие обращения в разрезе регионов распределены следующим образом: больше всего поступило обращений из Ошской области – 18 обращений, Чуйской области – 10, Баткенской области – 9, Иссык-Кульской – 8, Нарынской - 8, Бишкек -4, Джалал-Абадской области – 3, и меньше всего обращений поступило из Таласской области – 2.

Несмотря на то обстоятельство, что Фонд не мониторил голосование вне помещения, на основании данных, полученных по результатам сообщений долгосрочных наблюдателей, Фондом было подано заявление в Центральную избирательную комиссию о нарушениях, имевших место в ходе голосования вне помещения по 7 УИКам.

Наблюдение в ТИКах в день голосования

После закрытия участков в 20:00 территориальные избирательные комиссии приступили к сбору и анализу данных, а также к рассмотрению поступивших жалоб. Все 54 ТИК были доступны для наблюдения, работа во всех ТИКах осуществлялась прозрачно в день голосования. Только половина ТИК придерживались мер предосторожностей связанных с COVID-19.

Предвыборный период

Общественный фонд «Общее дело» проводил наблюдение предвыборного периода с 25 октября 2020 в КР, он охватывал процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента КР, формирования и деятельности избирательных комиссий всех уровней (ЦИК, ТИК, УИК), процедуры формирования и актуализации списков избирателей, период информирования и предвыборной агитации, а также выявление нарушений избирательного законодательства и подаче обращений (заявлений и жалоб) в соответствующие инстанции.

Выполнив требования ЦИК КР, регистрацию в ЦИК прошли 18 кандидатов, среди них одна женщина. Предвыборная кампания стартовала 15 декабря 2020 года, кандидаты начали свои агитационные кампании согласно требованиям законодательства. В целом предвыборная кампания прошла спокойно, но при этом имели место нарушения, которые как правило влияют на результаты выборов.

О выборах

16 октября Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (ЖК КР) принял добровольную отставку Президента Сооронбая Жээнбекова. Так как ЖК КР не назначил согласно Конституции КР досрочные президентские выборы в указанные сроки, 24 октября 2020 года ЦИК принял решение о назначении даты досрочных выборов главы государства на 10 января 2021 года. На заседании был кворум, и решение принято прозрачно.

Клара Сооронкулова, которая ранее работала судьей палаты, является одной из тех, кто обратился в Конституционную палату с иском о проверке на соответствие нормам Конституции законопроекта о переносе парламентских выборов.

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики признала, что законопроект о переносе парламентских выборов, принятый Жогорку Кенешем 22 октября, не противоречит Конституции.

Однако вынесенное решение Конституционной палаты усилило критику в адрес судебных органов. Сообщество юристов, некоторые представители гражданского общества после вынесенного решения высказывают претензии, что «Конституционная палата превратилась в орган, который узаконивает незаконные дела властей».

10 декабря 2020 года Жогорку Кенеш принял Закон «О назначении референдума (всенародного голосования) для определения формы правления Кыргызской Республики», в котором уточняется, что референдум должен проводиться одновременно с досрочными выборами Президента Кыргызской Республики. Этот закон предлагает выбрать форму правления, но не предусматривает внесения поправок в Конституцию после референдума.

По нашим наблюдениям, вопросы по референдуму привели к поляризации общества. Часть населения, якобы поддерживающая Садыра Жапарова в качестве кандидата на пост президента Кыргызской Республики, выступает за президентскую форму правления. Часть населения, выступающая против президентской формы правления, предположительно потому, что такая форма правления приведет к нежелательным последствиям. Другая часть населения выступает за смешанную систему правления с уклоном либо в сторону президентской, либо в сторону парламентской формы правления.

ЦИК зарегистрировала 333 международных наблюдателя из 44 стран мира, представляющих 35 международных организаций. Для наблюдения за выборами аккредитовано 13 некоммерческих организаций.

Законодательная база

Основной законодательной базой проведения выборов и референдумов являются Конституция КР, Конституционные законы «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», «О референдуме», регулирующие порядок проведения выборов и референдумов, а также а также законы «Об избирательных комиссиях», «О мирных собраниях» и другие нормативные правовые акты, в том числе постановления ЦИК, регулирующие отдельные положения конституционного закона в пределах их компетенции. Кроме того, в «Уголовном кодексе КР», «Кодексе КР о правонарушениях» и «Кодексе КР о правонарушениях» установлена ответственность за нарушения в избирательный период.

В целом избирательное законодательство КР имеет солидную базу нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы, связанные с организацией и проведением выборов на республиканском и местном уровнях. 

Кыргызстан придерживается принципов демократических выборов в стране, и входит в число стран участников основных международных договоров по выборам.

В избирательное законодательство были внесены изменения и дополнения в 2017, 2019 и в 2020 годах, в основном, в соответствии со Стратегией совершенствования избирательного законодательства на 2018-2020 годы. Введенные изменения укрепили законодательную базу, но остается ряд ограничений, а также пробелы и неясности, особенно в отношении прав СМИ, общественных наблюдателей, правил проведения избирательных кампаний и финансирования.

Общественно-политическая ситуация

В целом ОФ «Общее дело» считает, что досрочные выборы президента КР проходили в спокойной общественно-политической обстановке, хотя отмечались факты нарушений общественного порядка, связанные с локальной активностью отдельных представителей политических групп.  Наблюдатели Фонда отметили, что в Баткенской области напряженность ситуации была связана с приграничными проблемами, в Ошской и Чуйской областях население было обеспокоено в связи с эпидемиологической ситуацией, в Джалал-Абадской области и в Бишкеке - в связи с митингами.

Выборный процесс прошел на фоне сложной экономической ситуации, которая характеризуется повышением цен на продукты и снижением уровня доходов населения, что тоже вызывает беспокойство у граждан.

Экономический и политический кризисы, всемирная пандемия, зимний период и другие обстоятельства оказали влияние на полноценное качество подготовительных процедур, а также на активность кандидатов.

На пресс-конференции 24 декабря 2020 года, председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики Камчыбек Ташиев заявил, что в Кыргызстане после выборов президента возможна дестабилизация обстановки отдельными кандидатами на пост президента, которые ведут не предвыборную кампанию, а готовятся к дестабилизации ситуации после выборов. По его словам, спецслужбы намерены пресекать попытки волнений в стране. После данных слов настораживает факт, что вооруженные силы на днях провели учения по условному сценарию подавления протестов.

Деятельность ЦИК, ТИК, УИК

В целом деятельность и подготовка избирательных комиссий всех уровней оценивается наблюдателями ОФ «Общее дело» как вполне удовлетворительная, особенно учитывая сжатые сроки проведения кампании и сложную эпидемиологическую ситуацию. Деятельность осуществлялась прозрачно и в рамках установленных процедур, при принятии решений соблюдался принцип коллегиальности.

Вместе с тем Фонд отмечает, что имеются определенные недостатки в работе отдельных территориальных избирательных комиссий, включая непрозрачность, недостаточную укомплектованность материально-технической базой и нарушения санитарных норм.

Количество ТИК составляет 54, УИК – 2474, в том числе 48 УИК за рубежом.

В 93% ТИК соблюдена квота представительств политических партий. 

Почти 80% ТИК имеют частично или полностью доступ ЛОВЗ к зданию, 20% не имеют.

В 92% УИК сформированы с соблюдением квоты политических партий.

На 30% наблюдаемых УИК наблюдались проблемы с оргтехникой.

Список избирателей

По данным ЦИК КР общее количество избирателей в КР составляет 3 563 574 человек. По сравнению с прошедшими 4 октября 2020 года парламентскими выборами наблюдается рост избирателей на 40 020 человек.  Окончательные списки избирателей на досрочные выборы Президента и на референдум Кыргызской Республики сформированы 2 января и вывешены на всех избирательных участках страны, а также на электронном портале избирателей «Тизме» (tizme.gov.kg).

При этом, по разным оценкам, около 450 тысяч граждан, не прошедших биометрическую регистрацию, не смогли проголосовать в день выборов.  Помимо этого, еще порядка 300 тыс. избирателей были лишены реализовать свое право на выборах из-за отмены голосования по избирательному адресу или по Форме №2.

Агитационный период

Наблюдатели ОФ «Общее дело» отмечают, что предвыборная кампания на досрочных выборах президента прошла без жесткой конкурентной борьбы. Принцип равенства не был обеспечен в полной мере для всех кандидатов. Отдельные кандидаты отмечали давление на агитаторов в Иссык-Кульской, Чуйской и Ошской областях. Наиболее активно агитацию проводили кандидаты Садыр Жапаров, Бабыржан Тольбаев, Адахан Мадумаров, и Курсан Асанов. Самое большое количество штабов, билбордов, агитаторов и самый большой избирательный фонд был у кандидата Садыра Жапарова.

Вопросы референдума были важной частью предвыборной кампании кандидатов в президенты, в частности Садыра Жапарова.

С 28 декабря 2020 года стартовали теледебаты на общественном телеканале и продолжались до 8 января 2021 года. В теледебатах приняли участие практически все кандидаты, кроме С.Жапарова.

В рамках долгосрочного наблюдения, со стороны Фонда не проводился мониторинг средств массовой информации. Однако в обществе довольно критично отнеслись действиям отдельных государственных телеканалов, в частности ОТРК.

Так в эфирах, а также в процессе теледебатов были случаи признаков агитации за президентскую форму правления, это также допускали ведущие дебатов.

Одна из серий дебатов транслировалась в прямом эфире ОТРК и на официальных страницах канала в социальной сети Facebook, и на видеохостинге YouTube.

По завершении дебатов кандидатов сотрудники ОТРК удалили записи с указанных интернет-ресурсов.

В общем на ОТРК было подано 7 жалоб в ЦИК.

В свете последних событий усматривается определенное давление на СМИ, к примеру в отношении информационного агентства Азаттык идут призывы по закрытию эфиров данного агентства.

Сотрудники общественного фонда «Общее дело» в предвыборный период провели встречи с 16 кандидатами на должность Президента КР или с их представителями из 18.

Большинство кандидатов указали на проблемы, связанные со злоупотреблением административным ресурсом в г. Бишкек, Ошской и Джалал-Абадской областях. В частности, озабоченность претендентов вызвал тот факт, что в Иссык-Кульском регионе (в г. Каракол и в Тонском районе) не дают возможность другим кандидатам, кроме С.Жапарова, открывать региональные штабы. Данная практика наблюдается впервые за весь период проведения выборов с момента независимости страны, в связи с чем, многие кандидаты не смогли провести встречи с избирателями в данном регионе, кроме кандидата А. Касенова.  Кандидат А. Мадумаров в обращении в эфире ОТРК сообщил о серьезных угрозах в адрес представителей своих штабов и агитаторов в Иссык-Кульской области. Большая часть кандидатов говорила о том, что идет запугивание агитаторов, которые не работают на штаб С. Жапарова.

Сотрудниками Фонда проведены встречи с представителями агитационных групп по Референдуму: «Против» президентской республики, “Против всех вариантов”, агитации “За парламентскую республику”.

Нарушения

За всю предвыборную кампанию с 15 декабря 2020 года по 8 января 2021 года долгосрочные наблюдатели ОФ «Общее дело» направили информацию о 85 нарушениях. Из них 53 по применению административного ресурса, 17 - по случаям подкупа, 15 - по случаям давления, угроз и насилия. 22 нарушения были переданы в сформированную в ЦИК КГОР.

Фонд анализировал все зафиксированные нарушения. Если нарушения были мелкие и не могли повлиять на предвыборный период, Фонд принимал решение не обращаться по ним в соответствующие органы. Некоторые нарушения устранялись сразу после обращения в УИК и ТИК.

Проведенный Фондом анализ поступивших сообщений показывает, что в основном они касались злоупотребления административным ресурсом. Большую обеспокоенность Фонда вызвало большое количество поступающих от долгосрочных наблюдателей сообщений о фактах злоупотребления административным ресурсом сторонниками кандидата Садыра Жапарова.

В ЦИК за весь предвыборный период поступило 79 жалоб, 22 из них поступили от ОФ «Общее дело».

Рассмотрение жалоб

В ходе мониторинга деятельности органов, рассматривающих избирательные споры, Фонд отметил ряд проблем, требующих разрешения.  В частности, это касается несоблюдения нижестоящими избирательными комиссиями (ТИКами и УИКами) сроков поступивших жалоб и заявлений.  Аналогичная ситуация фиксировалась и в работе правоохранительных органов. При этом сообщения о рассмотрении нарушений не содержат обоснований.

В связи с указанной проблемой Фонд считает необходимым рассмотреть возможность установления ответственности за полное и своевременное рассмотрение поступивших заявлений (обращений, жалоб и т. д.), предоставлять обоснования по принятым решениям, усилить работу правоохранительных органов по рассмотрению поступивших жалоб и заявлений, а также внедрить механизмы мониторинга деятельности правоохранительных органов.

В процессе встреч со штабами кандидатов, представители штабов заявляли о необъективности рассмотрения жалоб со стороны ЦИК и правоохранительных органов по отдельным нарушениям избирательного законодательства. В период подготовки и проведения выборов КР решениями избирательных комиссий формируются КГОР на уровнях ЦИК и ТИК, в состав которых входят соответственно члены ЦИК, ТИК, сотрудники аппарата ЦИК и представители правоохранительных органов (прокуратуры, МВД, ГКНБ КР). КГОР призван оперативно реагировать на нарушения избирательного законодательства и информировать граждан о принимаемых мерах.

За весь период предвыборной кампании в ЦИК КР поступило 79 жалоб, 39 из них переданы в КГОР.

К финальному отчету Фонд проведет детальный анализ выявленных нарушений и представит развернутую характеристику подданных жалоб.

Подытоживая предвыборный период, можно отметить следующее:

  • В целом избирательное законодательство КР имеет солидную базу нормативных правовых актов.  Однако она содержит несколько необоснованных ограничений, а также пробелы и неясности, особенно в отношении СМИ, прав общественных наблюдателей, правил проведения избирательных кампаний и финансирования;
  • Отмена голосования по Форме № 2 вызывает беспокойство населения, так как лишает часть избирателей проголосовать по измененному адресу;
  • Предвыборная агитация проходила с доминированием одного кандидата;
  • В течение предвыборной кампании ЦИК КР принял решение ограничить в ходе теледебатов критику в адрес кандидатов, что в свою очередь повлияло на содержание дальнейшего тура теледебатов;
  • Нарушения отмечены со стороны государственных каналов, которые допускали распространение необъективной информации, что не способствовало формированию осознанного волеизъявления избирателей;
  • Были призывы ограничить работу некоторых СМИ отдельными кандидатами в президенты;
  • Более прозрачно и конкурентно проходила предвыборная агитация в социальных сетях, в частности сети Facebook;
  • Рассмотрение жалоб о нарушениях избирательного законодательства было непоследовательным;
  • Имели место случаи применения административного ресурса по участию в агитационных мероприятиях кандидата Садыра Жапарова.

ОФ "Общее дело" продолжит наблюдать за работой участковых избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий и в поствыборный период и следить за процессами, происходящими после дня выборов, и, при необходимости, будет публиковать периодические заявления, релизы и отчеты.

ОФ «Общее дело» не осуществлял наблюдение за ходом голосования на референдуме по определению формы правления в КР.

Рекомендации

1. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики по внесению изменений и дополнений в определенные нормативные правовые акты:

  1. В статью 15 конституционного Закона, вернуть возможность смены избирательного адреса, при условии предоставления избирателем подтверждающих документов о необходимости смены избирательного адреса, ограничить право на изменение избирательного адреса в пределах одной области, увеличить сроки обработки заявлений.
  2. Пересмотреть количество избирательных барьеров при подаче документов на участие на выборах на пост Президента КР. Рекомендуем исключить избирательный залог и оставить не менее 30 тысяч подписей избирателей;
  3. Наделить общественных наблюдателей полномочиями обжаловать решения и (или) действия (бездействия) избирательных комиссий, в том числе решения об установлении итогов голосования и об определении результатов выборов.

2. Правительству Кыргызской Республики:

  1. Усилить работу с гражданским сектором, с включением представителей гражданского сектора в Республиканский штаб по подготовке и проведению выборов;
  2. Усилить работу правоохранительных органов по рассмотрению поступивших жалоб и заявлений;
  3. Усилить работу органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности, включая превентивные меры.

3. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики:

  1. Обеспечить своевременное вручение решений Центральной избирательной комиссии всем участникам избирательного процесса;
  2. Своевременно размещать на сайте Центральной избирательной комиссии нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии, при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.
  3. Выработать единообразную практику привлечения к ответственности за те или иные виды нарушения избирательного законодательства.

Выражаем благодарность

ОФ “Общее дело” благодарит все органы по проведению выборов за их сотрудничество, а также своих наблюдателей и сотрудников, которые осуществляли мониторинг и помогали в предвыборный период и в день выборов по всей стране.

К списку новостей